Электронное образование - это обучение человека знаниям и навыкам с использованием цифровых технологий.
Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний. Электронное обучение является одним из возможных инструментов, позволяющих решать эту острую проблему современности. Маловероятно, что электронное образование сможет когда-нибудь полноценно заменить классическое образование, однако использование технологий делает обучение интересным и эффективным, а также обладает рядом существенных преимуществ:
- новые технологии усвоения информации
- постоянный контакт с учителем
- гибкость — ученики могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте
К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Современные школьники — в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются школьниками, — знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационно-коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.
На сегодняшний день один из самых популярных видов электронного образования – это смешанное обучение. И это совершенно не удивительно, ведь именно такой формат позволяет использовать все преимущества электронного обучения, не теряя при этом и сильных сторон обучения «живого», традиционного.
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда"
«Цифровая образовательная среда» (далее - ЦОС) — это федеральный проект нацпроекта «Образование», направленный на создание к 2024 году в образовательных организациях современной и доступной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
ЦОС включает в себя:
- Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе электронных;
- Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование;
- Ряд педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
Участие в данном проекте позволит обеспечить обновление содержания образования и предоставит возможность школьникам свободно и одновременно безопасно ориентироваться в цифровом пространстве.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
- обновление его содержания,
- создание необходимой современной инфраструктуры,
- подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации,
- создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Функции ЦОС
Можно выделить следующие функции, реализуемые ЦОС:
- дидактические - хранение и агрегация учебного содержания (контента);
- организационно-управленческие - администрирование деятельности ОО в целом;
- вспомогательные – не второстепенные функции, а «иное» (то, что не вошло в первые две группы).
Дидактические функции реализуются, как правило, следующими системами:
- система управления обучением (Learning Management System, LMS);
- система управления содержанием обучения (Learning Content Management System, LCMS).
Помимо функций работы с контентом, к дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет применения интерактивного подхода или иных современных технологий.
Организационно-управленческие функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и администрирования ОО как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового, система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и проч.
К вспомогательным функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и контроля доступа к ресурсам.
Направления развития ЦОС для эффективного функционирования
Выделяют следующие направления развития:
- разработка нового содержания (контента);
- разработка (адаптация) новых методик преподавания предметов;
- развитие инфраструктуры;
- организационные меры (кадры, управленческие решения, показатели эффективности и прочее).
Модель ЦОС
Внешние структуры ЦОС
Порталы электронного правительства и государственного управления
- Портал государственных услуг
- Порталы государственных закупок
- Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях
- Сервисы и услуги ФНС
- Информационный портал подключения к ФИС ФРДО и ФИС ГИА и защиты передачи данных
- Сервисы ПФР
- АИС "Контингент"
Региональные и муниципальные электронные системы
Внутренние структуры ЦОС
- Система обращений граждан на базе официального сайта школы
- Официальная группа в ВКонтакте
- Многоуровневая локальная сеть с разграничением доступа
- Беседы в ВК Мессенджере на базе платформы "Сферум"
Задача проекта:
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
- доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
- доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно будет улучшить знания по предметам;
- возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинами, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
- возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
- возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
- получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
- автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчетами — предполагается, что специальные программы будут самостоятельно анализировать данные обо всех учениках, что существенно облегчит работу по сбору информации об успешности образовательного процесса.
Такие изменения наиболее актуальны для отдаленных российских регионов — при помощи ЦОС они получат доступ к передовым образовательным стандартам и технологиям, что существенно повысит качество обучения.
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» – это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование». Платформу разработало и запустило совместное предприятие mail.ru Group и ПАО «Ростелеком» «Цифровое образование».
-
Общие сведения о Сферуме
-
Инструкция по проведению урока на платформе «Сферум»
-
Презентация "Образовательная платформа «Сферум»"
-
Справочная информация по информационно-коммуникационной платформе «Сферум»
Реестр рекомендуемых образовательных цифровых сервисов
- Федеральная государственная информационная система «Моя школа» (ФГИС «Моя школа»)
- Информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» (ИКОП «Сферум»)
- Платформа банка тренировочных заданий для подготовки к тестированию функциональной грамотности обучающихся (https://fg.resh.edu.ru/)
- Портал «Билет в Будущее» (https://bvbinfo.ru/)
- Портал «Единое содержание общего образования» (Конструктор рабочих программ)
- Портал «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/)
- Навигатор научно-методических разработок (https://apkpro.guppros.ru/navigator/)
- Библиотека цифрового образовательного контента (https://urok.apkpro.ru/)
- Цифровая экосистема дополнительного профессионального образования (https://education.apkpro.ru/courses/)
- Портал ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (https://fipi.ru/)
- Витрина симуляционных центров (https://education.apkpro.ru/simulators/)
- Сервис «Разговоры о важном» (https://razgovor.edsoo.ru/)
- Государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда» (https://online.edu.ru/public/promo/)